- О хранении сердца. Мы неусыпно должны хранить
сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника:
всяким хранением блюди твое сердце от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23).
От бдительного хранения сердца рождается в нем чистота, для которой
доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистии сердцем ,
яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8).
Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны; ибо
тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов,
когда оно, как сокровище, хранится во внутренности сердца.
- Сердце тогда только кипит,
будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда
же вся выльется, то оно хладеет, и человек замерзает.
О помыслах и плотских движениях
- Мы должны быть чисты от
помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть
согласия между смрадом и благовонием. Где бывают помыслы, там и сложение с
ними. И так должно отражать первое нападение греховных помыслов и
рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. помыслы
злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть
Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и
тщеславие, которыми старался диавол искушать даже Самого Господа нашего в
конце подвига Его в пустыне.
Диавол, как лев, скрываясь въ оградe своей (Пс. 9, 30), тайно расставляет
нам сети нечистых и нечистивых помыслов. И так немедленно, как только увидим,
надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы.
- Требуется подвиг и великая
бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и
устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо
Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами.
Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицем
благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы
мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему
дары служения нашего.
- Ежели мы не согласны со
влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух
только на страстных имеет сильное влияние; а к очистившимся от страстей
приражается только со стороны, или внешне.
Человеку в младых летах можно ли не возмущаться от плотских помыслов? Но
должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом
начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.
О распознавании действий сердечных
- Когда человек приимет что-либо
божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается.
Сердце христианское, приняв что-либо божественное, не требует еще другого
со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа; но самым тем действием
убеждается, что оно небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: любы, радость,
мир, долготерпeние, благость, милосердие, вeру, кротость, воздержание (Гал. 5,
22).
- Напротив же, хотя бы диавол
преобразился и во ангела светла (2 Кор. 11, 14), или представлял мысли
благовидные; однако сердце все чувствует какую-то неясность и волнение в
мыслях. Что объясняя, св. Макарий Египетский говорит: хотя бы (сатана) и
светлые видения представлял, благаго обаче действия подати отнюдь не
возможет: чрез что и известный знак его дел бывает (Слово 4, гл. 13).
И так, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать - что
есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от
действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или
сатанин (Добротолюбие, ч. I, Григорий Син. О безмолвии).

Комментариев нет:
Отправить комментарий