О покаянии
- Желающему спастися всегда
должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику:
жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог
не уничижит (Пс. 50, 19). В каковом сокрушении духа
человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого
диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий
и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господи, не
доброе ли сeмя сeял еси на селe Твоем? Откуда убо имать плевелы? Он же
рече: враг человeков сие сотвори (Мф. 13, 27-28).
Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль
невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где
мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог – в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).
- Начало покаяния происходит от
страха Божия и внимания, как говорит мученик Вонифатий (Чет. Мин., дек.
19, в житии его): страх Божий отец есть внимания, а внимание - матерь
внутреннего покоя, той бо раждает совесть, которая сие творит, да душа,
якоже в некоей воде чистой и не возмущенной, свою зрит некрасоту и тако
раждаются начатки и корень покаяния.
Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а
потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших.
Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать?
Можно, по Псаломнику: превратихся пасти и Господь прият мя (Пс. 117, 13),
ибо когда Нафан пророк обличил Давида во грехе его, то он, покаявшись, тут же
получил прощение (2 Цар. 12, 13).
- К сему примером служит и
пустынник оный, который пошедши за водою, на источнике впал в грех с
женою, и возвратясь в келью, сознав свое согрешение, паки начал провождать
жизнь подвижническую, как и прежде, не вняв советам врага, представлявшего
ему тяжесть греха и отводившего его от подвижнической жизни. О сем случае
Бог открыл некоему отцу и велел впадшего в грех брата ублажить за таковую
победу над диаволом.Когда мы искренно каемся в грехах наших и обращаемся
ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам,
учреждает праздник и созывает на него любезные Ему силы, показывая им
драхму, которую Он обрел паки, т. е. царский образ Свой и подобие.
Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее к Отцу Своему. В жилищах
всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые
не отбегали от Него.
И так, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не
предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших.
Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грeхъ к смерти, как
гласит Писание (1 Иоан. 5, 16).
Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
И так несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя
пред Богом.
О молитве
- Истинно решившие служить
Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к
Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя
грешнаго.
Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира
совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св.
Исаака Сирина, кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем
(Слово 69).
- Образ молитвы весьма хорошо
расположил св. Симеон Новый Богослов (Доброт., ч. I). Достоинство же оной
очень хорошо изобразил св. Златоуст: велие, говорит он, есть оружие
молитва, сокровище неоскудно, богатство никогда не иждиваемо, пристанище
безволненно, тишины вина и тьмам благих корень, источник и мати есть
(Марг. сл. 5, О непостижимом).
В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем
внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать
тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую
пред ним свещу.
- Если в молитве случится
плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться пред Господом
Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом,
помышлением и всеми моими чувствы.
Посему всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей,
ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его по действию диавола,
как св. Макарий говорит: все супостата нашего тщание сие есть да мысль нашу от
памятования о Боге и страха и любви отвратит (Сл. 2, гл. 15).
- Когда же ум и сердце будут
соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается
теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и
радости всего внутреннего человека.
О слезах
- Все святые и отрекшиеся от мира
иноки во всю жизнь свою плакали в чаянии вечного утешения, по уверению
Спасителя мира: блажени плачущии, яко тии утeшатся (Мф. 5, 4).
Так и мы должны плакать о оставлении грехов наших. К сему да убедят нас
слова Порфироносного: ходящии хождаху и плакахуся, метающе сeмена своя: грядуще
же приидутъ радостию, вземлюще рукояти своя (Пс. 125, 6), и слова св. Исаака Сирина:
омочи ланите твои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух и омыетъ тя от скверны злобы твоея.
Умилостиви Господа твоего слезами, да приидетъ к тебe (Сл. 68, Об отречении от мира).
- Когда мы плачем в молитве и тут
же вмешивается смех, то сие есть от диавольской хитрости. Трудно постичь
врага нашего тайные и тонкие действия.
У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды -
Христа Бога.

Комментариев нет:
Отправить комментарий