О многословии
Одного многословия с теми, кто противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.
Одного многословия с теми, кто противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.
Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который
Господь наш Иисус Христос пришед на землю сердец человеческих: ибо ничтоже тако
устужает огнь, от Святаго Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже
сообращение и многословие и собеседование (Ис. Сир. сл. 8).
- Особенно же должно хранить себя
от обращения с женским полом: ибо, как восковая свеча, хотя и не
зажженная, но поставленая между зажженными, растаевает, так и сердце инока
от собеседования с женским полом неприметно расслабевает, о чем и св.
Исидор Пелусиот говорит так: аще кие беседы злые тлят обычаи благи:
то беседа с женами аще и добра будет, обаче сильна есть растлити
внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет
душа осквернена: что бо твердее есть камене, что же воды мягчае, обаче
всегдашнее прилежание и естество побеждает; аще убо естество, едва
подвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и
умаляется, то како воля человеческая, яже есть удобь колеблема, от
обыкновения долгого не будет побеждена и превращена (Исид. Пелус. пис. 84
и Чет. Мин., февр. 4, в житии его).
А потому для сохранения внутреннего человека надобно стараться удерживать
язык от многословия: мужъ бо мудр безмолвие водит (Прит. 11, 12), и иже хранитъ свои уста,
соблюдаетъ свою душу (Прит. 13, 3) и помнит слова Иова: положихъ завeтъ очима
моима, да не помышлю на дeвицу (31, 1) и слова Господа нашего Иисуса Христа:
всяк , иже воззрит на жену, ко еже вожделeти
ея, уже любодeйствова с нею в сердцe своем (Мф. 5, 28).
Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно:
иже бо отвeщает слово прежде слышания,
безумие ему есть и поношение (Прит. 18, 13).
О безмолвии
- Преп. Варсонофий учит: доколе
корабль на море, терпит беды и приражения ветров, а когда достигнет
пристанища тихого и мирного, уже не боится бед и скорбей и приражения
ветров, но остается в тиши. Так и ты, монах, доколе остаешься с людьми,
ожидай скорбей и бед и приражения мысленных ветров; а когда вступишь в
безмолвие, бояться тебе нечего (Варс. Отв. 8, 9).
Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со
всеми страстьми и похотьми. Но подумай, Владыка наш Христос сколько наперед
претерпел поношений и оскорблений, и потом уже восшел на крест. Так и нам
нельзя прийти в совершенное безмолвие и надеяться святого совершенства, если не
постраждем со Христом. Ибо говорит Апостол: аще с Ним страждем, с Ним и
прославимся. Другого пути нет (Варс. Отв. 342).
Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не
уклонилось сердце его к чему-либо другому.
О посте
- Подвигоположник и Спаситель наш
Господь Иисус Христос пред выступлением на подвиг искупления рода
человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники,
начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на
путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли
они успехами в посте.
Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало;
и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот
постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается
ненасытному вкушению и телом и умом. В рассуждении пищи должно наблюдать и то,
чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное
животным, в разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной
пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям
духа.
- Истинный пост состоит не в
одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам
хотел бы съесть, отдать алчущему.
К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и
мало-помалу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преп. Дорофей,
приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по
малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел,
наконец, до восьми лотов хлеба.
- При всем том святые постники, к
удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и
готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно
продолжительно.
В той мере, как плоть плоть постящегося становится тонкою и легкою,
духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями.
Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства
точно закрываются, и ум, отрешась от земли, возносится к небу и всецело
погружается в созерцание мира духовного.
- Однако ж, чтобы наложить на
себя строгое правило воздержания во всем, или лишить себя всего, что может
служить к облегчению немощей, сие вместить не всякий может. Могий же
вмeстити да вмeститъ (Мф. 19, 12).
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было
другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что,
изнемогшу телу, и душа слабеет.
По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов,
употребляй один раз в день, и ангел Господень прилепится к тебе.
О подвигах
- Не должно предпринимать
подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и
способен к творению добродетелей.
Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе (Прит. 4,
27); духу давать духовное, а телу - телесное, потребное для поддержания
временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего
она законно требует от нас, по словам Писания: воздадите кесарево кесареви и Божия Богови (Матф. 22, 21).
- Должно снисходить и душе своей
в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим
недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к
лучшему.
Употребил ли ты пищи много или сделал другое что сродное слабости
человеческой, не возмущайся сим, не прибавляй вреда ко вреду; но, мужественно
подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову
Апостола: блаженъ не осуждаяй себе, о немже искушается (Рим. 14, 22).
- Тело, изможденное подвигами или
болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая
даже и времени. Иисус Христос, по воскрешении дочери Иаировой от смерти,
тут же повелел дати ей ясти (Лук. 8, 55).
Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнуриться и дух, то таковое
удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.
- Лет до тридцати пяти, т. е. до
преполовения земной жизни, велик подвиг человеку в сохранении себя, и многие
в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к
собственным пожеланиям, как о сем св. Василий Великий свидетельствует (в
беседе на начал. Прит.): многие много собрали в юности, но посреде жития
бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели
волнения и всего того лишились.
А потому, чтоб не испытать такого превращения, надобно поставить себя как
бы на мериле испытания и внимательного за собою наблюдения, по учению св.
Исаака Сирина: якоже на мериле приличествует извести коемуждо жительство свое
(Сл. 40).
- Всякий успех в чем-либо мы
должны относить ко Господу и с пророком говорить: не нам, Господи, не нам
но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9).

Комментариев нет:
Отправить комментарий