О свете Христовом Дабы приять и узреть в сердце свет
Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив
душу покаянием и добрыми делами и с верою в Распятого закрыв телесные очи,
должно погрузить ум внутрь сердца, и вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса
Христа; и тогда по мере усердия и горячести духа к Возлюбленному находит
человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать
высшего просвещения.
Когда чрез таковое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссиявает свет
Христов, освещая храмину души своим Божественным сиянием, как говорит пророк
Малахия: и возсияетъ вам боящимся имене Моего солнце правды (Мал. 4, 2).
Сей свет есть купно и жизнь по Евангельскому слову: в том живот бe, и
живот бe свeт человeком (Иоан. 1, 4).
- Когда человек созерцает
внутренно свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких
чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание
несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но
желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага
- Бога.
О внимании к самому себе
- Путь внимания проходящий не
должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои
действия и жизнь свою поверять с законом Божиим и с деятельною жизнью
подвижников благочестия, которые таковый подвиг проходили. Сим средством
удобнее можно и от лукавого избавиться и истину яснее узреть.
Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный
охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он
смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по
Псаломнику: и на враги моя воззрe око мое (Пс. 53, 9).
- От ока его не скрыт диавол, яко
лев рыкая, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8), и те, которые напрягают
лук свой сострeляти во мрацe правыя сердцем (Пс. 10, 2).
А потому таковый человек, следуя учению Божественного Павла, принимает вся
оружия Божия, да возможетъ противитися в день лют (Ефес. 6, 13) и сими
оружиями, содействующей благодати Божией, отражает видимые приражения и
побеждает невидимых ратников.
Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова
может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен
быть внимателен к себе.
- Особенно на сем пути наблюдать
должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них,
по Псаломнику: не возглаголют уста мои дeл человeческих (Пс. 16, 4), а
молить Господа: от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба
Твоего (Пс. 18, 13-14).
Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, к средине
же, где случается счастье или несчастье, должен быть равнодушен. Чтоб сохранить
внимание надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: никого же на пути
цeлуйте (Лук. 10, 4), т. е. без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою,
чтоб услышать от тебя полезное.
О страхе Божием
- Человек, принявший на себя
проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх
Божий, который есть начало премудрости.
В уме его всегда должны быть напечатлены сии пророческие слова: работайте
Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11).
Он должен проходить путь сей с крайней осторожностью и благоговением ко
всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не
отнеслось к нему сие Божие определение: проклят
человeк , творяй дeло Господне с
небрежением (Иерем. 48, 10).
- Благоговейная осторожность
здесь нужна для того, что сие море, т. е. сердце со своими помыслами и
желаниями, которые должно очищать посредством внимания, велико и
пространно, тамо гади, их же нeсть числа, т. е. многие помыслы суетные,
неправые и нечистые, порождения злых духов.
Бойся Бога,- говорит Премудрый,- и заповeди Его храни (Еккл. 12, 13). А
соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда
хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола
не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.
- Два вида страха: если не хочешь
делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то
бойся Господа и делай.
Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот
житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет
к любви благости Божией.

Имею в семейном архиве икону Пресвятого СЕРАФИМА САРОВСКОГО. ( на бумаге). Аналогичное фото вашего сайта. Хочу знать историю этой иконы. Думаю ее сделали с ранние годы СССР. Помогите с историей...
ОтветитьУдалить