Об отречении от мира
- Страх Божий приобретается
тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит
все свои мысли и чувства в одном представлении о законе Божьем и весь
погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства.
Нельзя отречься от мира и прийти в состояние духовного созерцания,
оставаясь в мире. Ибо доколе страсти не утишатся, нельзя стяжать мира
душевного. Но страсти не утишатся, доколе нас окружают предметы, возбуждающие
страсти. Чтобы прийти в совершенное бесстрастие и достигнуть совершенного
безмолвия души, нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве. Но
как возможно всецело и спокойно погружаться в созерцание Бога и поучаться в
законе Его и всею душою возноситься к Нему в пламенной молитве, оставаясь среди
неумолчного шума страстей, воюющих в мире? Мир во зле лежит.
- Не освободясь от мира, душа не
может любить Бога искренно. Ибо житейское, по словам преп. Антиоха, для
нее есть как бы покрывало.
Если мы, говорит тот же учитель, живем в чужом граде, и наш град далеко от
града сего, и если мы знаем град наш: то для чего мы медлим в чужом граде и в
нем уготовляем себе поля и жилища? И како воспоем песнь Господню на земли
чуждей? Мир сей есть область иного, т. е. князя века сего (Сл. 15).
О жизни деятельной и умозрительной
- Человек состоит из тела и души,
а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных
- из деяния и умосозерцания.
Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение,
коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь
и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный (Мф. 7, 14).
- Путь умосозерцательной жизни
состоит в возношении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной
молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных.
Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной
жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в
умосозерцательную прийти невозможно.
- Деятельная жизнь служит к
очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного
совершенства; а тем самым пролагает нам путь к умосозерцательной жизни.
Ибо одни токмо очистившиеся от страстей и совершенные к оной жизни
приступать могут, как сие видеть можно из слов Священного Писания: блажени
чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8) и из слов св. Григория
Богослова (в слове на св. Пасху): к созерцанию безопасно могут приступать
только совершеннейшие по своей опытности.
К умозрительной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с
сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием святых Писаний и, если
можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и
самочинением: дерзый бо и прозорливый, по словам Григория Синаита (О прелести и
о иных многих предлогах. Доброт., ч. I), паче достоинства своего взыскав с
кичением, понуждается до того прежде времени доспети. И паки: аще мечтается кто
мнением высокая достигнути, желание сатанино, а не истину стяжав,- сего диавол
своими мрежами удобь уловляет, яко своего слугу.
- Если же не можно найти
наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком
случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь
повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: испытайте Писания,
яко вы мните имeти в них живот вeчный (Иоан. 5, 39).
Так же должно тщиться прочитывать отеческие писания и стараться, сколько
можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и таким образом мало-помалу от
деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной.
Ибо, по словам св. Григория Богослова (Слово на святую Пасху), самое лучшее
дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему
нас Богу жертву живую, святую и всегда во всем освящаемую.
- Не должно оставлять деятельную
жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришел бы уже в
умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и ее
возвышает.
Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и
оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности,
поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное, и всячески
стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном
различные препятствия: ибо, по мнению учителей церковных (Блаж. Феодорита.
Толков. на Песнь песней), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию
вещей чувственных.
- А потому никакими противностями
в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаяся в сем случае на
слове Божием: страха же их не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.
Господа Бога нашего освятим в сердечной памяти Его Божественнаго имене и
исполнения воли Его, и Той будет
нам в страх (Исаии 8, 12-13).
Об уединении и молчании
- Паче всего должно украшать себя
молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я
спасающихся, многоглаголанием же ни одного. И паки некто из отцов говорит:
молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего
(Добротолюбие, ч. II, гл. 16).
Ты только сиди в келье своей во внимании и молчании и всеми мерами старайся
приблизить себя ко Господу, и Господь готов сделать тебя из человека ангелом:
на кого бо, говорит Он, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго
словес моих (Исаии 66, 2).
- Когда мы в молчании пребываем,
тогда враг-диавол ничего не успевает относительно к потаенному сердца
человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме.
Проходящий таковый подвиг должен все упование свое возложить на Господа Бога,
по учению Апостола: всю печаль вашу возверзите Нанъ, яко Той печется о вас (1
Петр. 5, 7). Оный должен быть постоянен в сем подвиге, последуя в сем случае
примеру св. Иоанна молчальника и пустынника (Чет. Мин., дек. 3, в житии его),
который в прохождении пути сего утверждался сими Божественными словами: не
имам Тебе оставити, ниже имам от Тебе отступити (Евр. 13, 5).
- Ежели не всегда можно пребывать
в уединении и молчании, живя в монастыре и занимаясь возложенными от
настоятеля послушаниями; то хотя некоторое время, остающееся от
послушания, должно посвящать на уединение и молчание, и за сие малое не
оставит Господь Бог ниспослать на тебя богатую Свою милость.
От уединения и молчания раждается умиление и кротость; действие сей
последней в сердце человеческом можно уподобить тихой воде Силоамской, которая
течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исаия: воды Силоамли текущия
тисe (8, 6).
Пребывание в келье в молчании, упражнениии, молитве и поучении день и нощь
закону Божию делает человека благочестивым: ибо, по словам свв. отцов, келья
инока есть пещь Вавилонская, в ней же трие отроцы Сына Божия обретоша (Доброт.,
ч. III, Петр Дамаскин, кн. 1).
Монах, по словам Ефрема Сирина, не останется долго на одном месте, если не
возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и
постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Наконец
приобретшего сие ожидает мирное состояние (т. II).

Комментариев нет:
Отправить комментарий